Украина в январе увеличила транзит российского газа на 25,7%, или на 1,56 млрд кубометров. Об этом сообщает украинское издание «Сегодня» со ссылкой на данные «Укртрансгаза».
На данный момент транзит газа увеличился только в январе. По итогам прошлого года по сравнению с 2017 годом транзит через Украину немного сократился, несмотря на то, что объем экспорта «Газпрома» в Европу вырос. Сейчас так получилось, что в январе прошлого года у «Газпрома» был, как я понимаю, отнюдь не рекордный показатель экспорта в Европу — это очень сильно зависит от объемов потребления и от того, какая температура за окном. «Газпром» отчитался, что у него вырос объем поставок по сравнению с прошлым январем, и соответственно увеличились поставки через Украину, ничего особенного в этом нет.
Если говорить о влиянии увеличения объемов транзита на контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом», то там не очень важно, какой именно объем поставок через Украину, важно в принципе этот контракт заключить. Нынешний контракт действует до конца этого года, и сейчас не очень понятно, на какой объем он будет заключен, так как никто, даже европейские страны, не знают, сколько газа им нужно.
Проблема в том, что к этому моменту не будут окончательно введены на полную мощность на территории Европы продолжение «Турецкого потока» и «Северного потока-2», поэтому на 2020-2021 годы нужен будет транзитный контракт достаточно большого объема. После этого периода потребность Украины спадет практически на нет. По итогам прошлого года объем транзита российского газа по территории Украины был 80 млрд кубометров, а мощность «Северного потока-2» — это 55 млрд кубометров, мощность «Турецкого потока» - 30 с небольшим млрд кубометров: в совокупности это больше показателя объемов транзита через Украину. Потребность в украинском маршруте будет минимальна — скорее всего, только зимой, когда потребление увеличивается. Но никто наверняка не знает, что будет через 5-10 лет, сколько будет газа поставляться в Европу, даже там этого не знают. Поэтому какой-то объем транзита должен быть, но какой — никто сказать не может, это ключевая проблема.
|