Восточно-европейские фонды обгоняют большинство международных. Эксперт по Восточной Европе Андреас Мэннике о шансах и рисках в России
- В среднем фондовые инвесторы после успешного 2005 года пережили достаточно отрезвляющие первые полгода 2006. Фонды, инвестирующие в России, показали хорошие результаты. Что стало причиной такого успеха?
- Все верно. Восточно-европейские фонды снова обошли большинство международных фондов - как и в прошлом году. Например, стоимость восточно-европейского инвестиционного фонда Griffin Eastern Europe после кризисного 1998 года возросла более чем в 10 раз и может увеличиться и в этом году. Какой еще фонд может похвастаться в этом непростом для бирж году среднегодовой прибылью, составившей 36%?
DWS Russia также бьет рекорд за рекордом. Однако добиваться подобных успехов в будущем будет гораздо труднее. Формула успеха для Восточной Европы звучит для меня как WKR, то есть больше роста, чем в Западной Европе, вариации на тему конвергентности (к вариациям на тему конвергентности в ЕС добавились вариации на тему EWU, а также - и это касается в основном России - природных ресурсов). Цена на нефть увеличилась с 1998 года в семь раз, цены на многие металлы также многократно возросли за последние годы. Россия, обладая самыми большими запасами природных ресурсов, выиграла от этого больше всех. Это единственная в своем роде комбинация, и она привела к ни с чем не сравнимым результатам, которые, однако, были предсказуемыми.
- Часто причиной успехов многих инвестиций в Россию является рост цен на нефть. Сейчас отмечается падение цен, означает ли это снижение тенденции в последующие полгода?
- Московская биржа будет и дальше зависеть от цен на газ и нефть, что касается обоих направлений "Севера и Юга". В случае если цена на нефть и газ резко пойдет вниз, стоит рассчитывать на снижение котировок, тем более что в России сосредоточен слишком большой объем венчурного капитала, который может уйти из страны. Правда, котировки будут снижаться лишь в том случае, если цена за баррель нефти упадет ниже отметки в 50 долларов.
Поскольку до этого момента российские нефтяные компании зарабатывают неплохие деньги. Даже при цене на нефть в 30 долларов за баррель компании имеют неплохой доход; однако в таком случае коэффициент KGV становится слишком высоким и рынок должен вносить изменения. Однако стоит подождать, насколько долго выдержат Соединенные Штаты ядерный конфликт с Ираном. Как только Буш перейдет в вопросе о санкциях от слов к действиям, вполне вероятно военным, цена на нефть снова подскочит. Однако подобное трудно просчитать.
- В каких отраслях вы видите в настоящее время основной потенциал?
- Энергетический сектор будет продолжать доминировать на рынке. Здесь дальнейшее развитие зависит прежде всего от спроса Китая и соответственно от роста экономики Китая. Я считаю, что в перспективе "Газпром" может объединиться с "Роснефтью" и станет в результате номером 1 в мире, потеснив Exxon Mobil. Однако сейчас дело может дойти до масштабных изменений. Аналогично цикличным является и сталелитейный сектор. Коэффициенты KGV находятся здесь на отметке 6-7, то есть являются относительно низкими. Для меня будет неудивительным, если вследствие этого олигарх Абрамович приобретет концерн Thyssen Krupp.
Оборонный и самолетостроительный секторы тоже представляют интерес, об этом свидетельствует, к примеру, недавняя покупка доли в концерне EADS российским банком. Русские и в будущем будут стремиться к участию в западных компаниях. На сегодняшний день настоящий бум в России переживают, прежде всего, рынок недвижимости, потребительский и банковские рынки. В ближайшие годы ожидается целый ряд IPO именно в этих секторах.
Московская биржа все больше становится привлекательной площадкой для проведения IPO, и перспективы многообещающи. Московская биржа, рыночная капитализация которой составляет почти 1 триллион долларов США, практически догнала по стоимости Франкфуртскую, и во много раз больше Венской.
- Настал ли благоприятный момент для того, чтобы вкладывать средства в фонды в России, и как это будет выглядеть в перспективе?
- Инвестор должен отдавать себе отчет в изменчивости ситуации в России, в том числе и из-за политических рисков (всесилие и произвол Кремля, например, в деле ЮКОСа; проблемы, связанные с выдачей лицензий для иностранных энергетических компаний), как это продемонстрировали серьезные изменения в мае-июне, когда индекс упал более чем на 30%. При этом для большинства моих клиентов, которые с успехом вкладывают средства России, речь идет о реализации курсовой прибыли.
Московская биржа стала в этом году одним из мировых лидеров, рост ее котировок составил 30%, хотя в прошлом году он составлял 80%. Если тенденция экономического подъема сойдет на нет, например, из-за резкого снижения цен на сырье или политических рисков, инвесторы должны будут сделать ставки на ликвидность.
- Каким вы видите экономическое будущее России?
- Я считаю, что в перспективе развитие России будет позитивным, и не потому, что BRIC (Бразилия, Россия, индия и Китай) выйдут на фондовую сцену в качестве "модного инвестирования", что вызывает скорее некоторые опасения. Россия имеет ряд стратегических преимуществ. Природные ресурсы, нефть и газ, останутся богатством, спрос на них будет всегда, и доходы от их реализации будут пополнять государственную казну. Россия расплатилась с долгами. В отличие от других промышленно развитых стран, над Россией не висит груз выплат растущего долга, как над США, Японией или ФРГ. В России не выстроена еще социальная система, как в других развитых странах. В отличие от граждан США, население России также не имеет долгов, поскольку система кредитования только входит в России в моду.
Довольно много Россия инвестирует в исследования и моду. Я исхожу из того, что Россия будет играть ведущую роль в будущем, например, в области нанотехнологий, которая, по моему мнению, является одним из самых перспективных направлений в сегодняшней науке. Россия, наряду с Индией, является сегодня кузницей программного обеспечения. Семь новых российских технологических центров могут разработать в будущем революционные инновации. Средства на все это поступают как раз из сырьевого сектора. Путин давно признал, что многие отрасли в России должны подвергнуться модернизации и либерализации. Если все это будет происходить как задумано, в чем приходится сомневаться, поскольку на 2008 год запланированы президентские выборы, то я не волнуюсь за будущее России, даже если цены на сырье упадут.
|