Арбитражный суд Москвы в субботу опубликовал решение по иску Генпрокуратуры к основному акционеру “Башнефти” АФК “Система”, в котором признал, что актив надо изъять в пользу государства из-за нарушений при приватизации в 1990-х годах. В документе, по мнению независимых юристов, есть ряд “опасных прецедентов”, в частности в отношении срока исковой давности. В правительстве уже предложили внести “Башнефть” в список для новой приватизации, но решение суда создает риски и для будущих покупателей актива, пишет “Коммерсантъ”.
В опубликованном в субботу решении арбитражный суд Москвы объяснил, почему необходимо изъять акции “Башнефти” у АФК “Система” (Генпрокуратура подала соответствующий иск 24 сентября, 30 октября он был удовлетворен). Суд поддержал доводы Генпрокуратуры о незаконности отчуждения имущества башкирского ТЭКа властями региона без согласования с федеральным центром и отклонил основной довод АФК “Система” о пропуске срока исковой давности. Для этого пришлось признать, что Генпрокуратура узнала о нарушениях при приватизации только из информации от СКР 20 мая и 5 сентября 2014 года (уже после возбуждения уголовных дел в отношении экс-владельца “Башнефти” Урала Рахимова и владельца АФК Владимира Евтушенкова). На основании этой информации прошла прокурорская проверка, по итогам которой был заявлен иск. Росимущество узнало о нарушениях от Генпрокуратуры. Ссылка на то, что государство должно было узнать о нарушениях после первой эмиссии акций предприятий в 1995 году, по мнению суда, необоснованна, так как Росимущество не обязано отслеживать регистрацию и эмиссию всех ценных бумаг и контролировать результаты работы Счетной палаты, на отчет которой от 2003 года ссылалась АФК.
Суд счел, что правонарушение является длящимся и срок давности отсчитывается с момента обнаружения не только выбывшего из владения имущества, но и лица, к которому иск может быть предъявлен. Суд применил максимальный срок исковой давности — десять лет, но не указал в решении дату приобретения акций “Башнефти” структурами “Системы”. Выписка из реестра “Башнефти”, на которую ссылаются Генпрокуратура и суд, от 23 сентября 2012 года. Суд также счел, что, “исходя из принципа справедливости”, нельзя рассматривать сроки исковой давности как способ “легализации незаконного приобретения имущества в ущерб интересов собственника, лишенного его помимо воли”. А то, что акции не были “в установленном порядке закреплены за РФ”, не означает, что государство можно произвольно лишать имущества и “возможности защищать его нарушенные права”.
Юристы критикуют подход суда, считая, что решение создает опасный прецедент для владельцев приватизированных активов. Управляющий партнер КИАП Андрей Корельский считает, что исковая давность в деле пропущена и оперирование категориями справедливости неоправданно: “Есть институт исковой давности, и его выборочное применение и неприменение не добавляет позитива ни юристам, ни участникам приватизации 1990-х”. “Если так мерить исковую давность, она никогда не истекает,— добавляет управляющий партнер адвокатского бюро “Бартолиус” Юлий Тай.— А если признавать такое правонарушение длящимся, то можно оспорить любое добросовестное приобретение”.
Андрей Корельский считает, что у миноритариев “Башнефти” также могут возникнуть претензии: их акции потеряли в цене после начала уголовного и арбитражного процессов и ареста бумаг, принадлежащих АФК. Юрист не исключил, что “миноритарии могут попытаться заявить, что действия государства нанесли им убытки, и потребовать их возмещения в рамках отдельных исков”. Если это не даст результатов в российском суде, они, по примеру акционеров ЮКОСа, могут заявить требования за рубежом, вплоть до ЕСПЧ, полагает Андрей Корельский.
Между тем правительство уже говорит о повторной приватизации компании. “Было бы логично включить и “Башнефть” в план приватизации: и государство получило бы доходы, и предприятие бы работало с точки зрения рынка”,— заявил вчера глава Минэнерго Александр Новак. Министр экономики Алексей Улюкаев также назвал приватизацию “Башнефти” “логичной”. Кто может стать покупателем, неизвестно: “Роснефть” и ННК Эдуарда Худайнатова интерес к активу опровергали. Собеседники на рынке называли одним из возможных претендентов Геннадия Тимченко. Но покупка “Башнефти” может быть чревата для инвесторов юридическими проблемами. Такую приватизацию, полагает Андрей Корельский, “теми же средствами могут оспорить в интересах других лиц, которые через 20 лет посчитают ее несправедливой”.
|